СТИГЛИЦ


СТИГЛИЦ
Джозеф (род. 1943) – американский экономист. Родился в г. Гэри (штат Индиана). Степень доктора получил в Массачусетском технологическом институте (1967). Был профессором Йельского, Принстонского, Оксфордского и Стэнфордского университетов. Работал главным экономистом Всемирного банка. Из-за своей постоянной критики Всемирного банка С. вынужден был уйти с одной из самых престижных должностей в мире. Но и после ухода он не переставал критиковать действия МБРР. С. был председателем Комитета экономических советников при президенте Клинтоне. С 2000 – профессор экономики, бизнеса и международных отношений Колумбийского университета.

С. рассматривал проблему асимметричной информации с точки зрения менее информированных участников рынка на примере страховых компаний. Он объяснил, каким образом они пытаются улучшить свое положение, добывая дополнительные данные. Ему удалось показать, как «асимметричная информация» влияет на безработицу и дефицит кредитов на рынке.

Он разобрал механизм так называемой обратной рыночной адаптации, когда плохо информированные участники рынка получают информацию от лучше информированных. В соавторстве с М. Ротшильдом С. показал что страховая компания (плохо информированная сторона) способна эффективно простимулировать своих клиентов (хорошо информированную сторону) с тем, чтобы они «выдали» информацию относительно действительного страхового риска. В обычных рыночных моделях банки поднимают ставку процента для того, чтобы компенсировать риск потенциального невозврата кредитов. В схемах с моделированием асимметричной информации банки начинают квотировать льготные кредиты, чтобы, используя конкуренцию внутри ограниченного круга претендентов, отобрать тех, кто вернет кредит гарантированно.

Совместно с С. Гроссманом С. анализировал эффективность финансовых рынков. Главный результат известен как парадокс Гроссмана – Стиглица: если рынок эффективен с информационной точки зрения, иными словами, вся необходимая информация отражается в уровне цен, то ни один из участников рынка не будет иметь эффективных стимулов использовать информацию, содержащуюся в ценах.

С. – один из основателей современной экономики развития. Он показал, что асимметричная информация и экономические стимулы (incentives) есть не просто научные абстракции, а весьма конкретные явления, объяснение которых полезно при анализе институциональной структуры и рыночных условий в развивающихся странах.

С. (и в этом у него было множество соавторов) ясно показал, что существующие модели рынка неадекватно описывают рынки с асимметричной информацией. Они пытаются описать усилия участников рынка в том направлении, в котором они реально не предпринимаются. С. проанализировал ситуации с асимметричной информацией – от поиска работы до создания эффективной налоговой системы.


Экономика от А до Я: Тематический справочник. — М.: Инфра-М. . 2007.